Хит-конструктор. Сочинение мелодии. Сочинение на заказ. Продажа песни. (продолжение)

20 январь | 23 : 00

Во всех стилях – свои приёмы аранжировки и свои заигранные штампы. Рассказать обо всём подробно невозможно. Что нужно сделать до того, как создавать аранжировку:

  • Написать текст песни и мелодию.
  • Подобрать подходящую тональность. Она выбирается, в первую очередь, для удобства вокалиста, во вторую -для удобства основного солирующего инструмента. Для гитары, например, не так много удобных тональностей.
  • Сделать гармонизацию мелодии. Другими словами, подобрать аккордовую последовательность. Использование одних и тех же последовательностей аккордов – беда многих начинающих авторов. Есть способы изменить и разнообразить гармонию. Эти способы – методы аккордовых замен, вспомогательные аккорды и т.д. – давно известны и описаны в учебниках (начинать изучение аранжировок лучше с джазовых книг, поскольку джаз, по сути,– колыбель импровизации и самоценных аранжировок. Вам помогут такие книги, как Д.Хэрли "Джаз-рок. Аранжировка для клавишных", В.Манилов, В.Молотков "Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре", А.Г.Рогачёв "Системный курс гармонии джаза" и др.) – Выбрать подходящий размер. В рок- и поп-песнях обычно двудольные размеры (4/4, 2/4), реже – трёхдольные (6/8, 12/8). Очень редко – более сложные размеры. Композиция "Money" Pink Floyd из альбома "Dark Side Of The Moon" – та, где во вступлении звучит кассовый аппарат – в своей первой части написана в размере 7/4.

  • Определиться со структурой песни. Структура, скорее всего, будет зависеть от длины и характера текста.


Допустим, ваша песня выглядит так:

1 куплет-припев-2 куплет-припев-3 куплет-припев-4 куплет-припев-припев.

Что можно сделать? Добавить вступление и коду. Вступление может быть 2-4 такта из припева и 2 такта ударных перед первым куплетом. Можно соединить 1 и 2 куплет воедино, убрав припев между ними. Перед 4-м куплетом можно сделать модуляцию на один тон вверх. Перед модуляцией неплохо прозвучит соло ударных, 2-4 такта вполне достаточно. Первую половину в предпоследнем припеве можно спеть хором "a capella", то есть без аккомпанемента.

Важен также темп песни. Для диско характерен темп 112…137 ударов в минуту, хаус и гранж-130…145, джангл-165…175, хард-кор-170…175. Во многих стилях нет такого жёсткого ограничения – техно, к примеру, может быть от 80 до 500 ударов в минуту.

Вы, как аранжировщик-сами себе судья. Ваше право решать, как добавить блеска в вашу песню. Если вы рассчитываете на коммерческий успех, самый простой способ – духовые и/или струнные в аранжировке. Первооткрыватели этого вида аранжировок в рок-музыке – The Beatles. В песне "Eleanor Rigby" звучат только струнные (4 скрипки, 2 альта, 2 виолончели) и вокал. Автор аранжировки – Джордж Мартин. В "Yesterday" – струнные и гитара. The Beatles так же первыми из рок-музыкантов привлекли для записи симфонический оркестр (песня "A Day In The Life"), меллотрон ("Flying"), синтезаторы (альбом "Abbey Road").

Простейший способ добавить духовые – соло саксофона в середине песни. Вашим друзьям и родственникам это понравится. Но есть одно "но". Если в других случаях вы сможете использовать синтезатор или компьютер, то здесь понадобится живой саксофонист. Можете заранее записать соло нотами. Все духовики, струнники и клавишники хорошо читают ноты (гитаристов это не касается). Если вы найдёте джазового саксофониста, он сыграет вам лучше, чем вы сами хотели бы.

Хороший способ добавить мощь и динамику в песню – записать полноценную духовую секцию. Её состав может быть различный:

  • Два инструмента (например, труба и тромбон; два саксофона)
  • Три инструмента (кларнет, труба, тромбон – типичный состав диксиленда, хорош для стилизаций под ретро; две трубы и тромбон; труба, саксофон, тромбон; три саксофона –"chorus" саксофонов)
  • Четыре (две трубы и два тромбона; труба, тромбон, кларнет, саксофон)

Возможны и другие варианты. В песне The Beatles "Honey Pie" звучат 5 саксофонов и 2 кларнета, в "Savoy Truffle" -6 саксофонов. Партии всех инструментов нужно продумать и записать нотами, даже если вы делаете аранжировку в компьютере. Духовым можно поручить проведение мелодии аккордами или в полифоническом изложении (очень мощно звучит мелодия в октаву), выдержанные педальные ноты, короткие острые аккорды (особенно с альтерациями), голоса и подголоски.

Если вы будете записывать живых музыкантов, учтите, что духовые звучат не так, как записано в нотах. При использовании синтезаторов эти проблемы не возникают. Чем меньше духовые будут использованы в аккомпанементе, тем мощнее они прозвучат в кульминации. Соблюдайте баланс духовых с другими инструментами, особенно со струнными. Хорошие примеры использования духовой секции – песни В.Высоцкого с ансамблем "Мелодия" (аранжировки Г.Гараняна), последние альбомы The Beatles, записи групп "Blood, Sweet & Tears", "Chicago", "Earth, Wind & Fire".

Ещё один способ украсить аранжировку – добавить струнную группу. Здесь снова можно использовать синтезаторы и компьютер. Струнным можно поручить те же функции, что и духовым: проведение мелодии, педальные ноты. Очень эффектно звучат у струнных быстрые пассажи и арпеджио. В стиле "диско" скрипкам можно отдать короткие фразы с острым ритмом. Этот приём уже стал характерным. В кульминации скрипки могут играть выдержанную педальную ноту в самом верхнем регистре. При использовании струнных также важен их баланс с другими инструментами. Примеры использования струнной группы – альбомы The Beatles, записи Electric Light Orchestra.

Если вы – гитарная группа, вы можете легко разнообразить гитарную аранжировку.
Например, две гитары играют аккомпанемент аккордами. Поручите им аккорды в разных позициях. Одну гитару можно использовать с каподастром или с другим строем. Кит Ричардс (Rolling Stones) играет в строе ре-соль-ре-соль-си-ре (от шестой струны к первой). Многие разновидности открытого строя используются в блюзе и в народной музыке (англо-кельтской, например). У Rolling Stones часто звучат три гитары одновременно, и они не мешают друг другу. Одна гитара играет короткие одгоголосные фразы и помещена в центре стереопанорамы. Две другие разведены по каналам и играют ритмический рисунок аккордами. Одна из гитар (Ричардс) настроена нетрадиционно. Ритмический рисунок всех партий разный. Поэтому они не забивают друг друга, аранжировка плотная и насыщенная. В своих гитарных аранжировках вы можете использовать игру слайдом (особенно в блюзе), 12-струнную гитару. Много информации на эту тему можно найти на сайте
Очень важно учитывать баланс гитар и клавишных. Их функции в аранжировке сходные и играют они в одном регистре. Если аранжировка очень насыщенная, то иногда лучше пожертвовать менее значимой партией.

Если вы не играете на акустических инструментах, то их звучание можно имитировать разными способами. Это разнообразит вашу аранжировку. Яркое, мощное звучание электроники (в кульминации) чередуйте с приглушённым (в аккомпанементе). Используйте старые аналоговые синтезаторы. Аналоговый звук снова в моде на Западе. Аналоговый синтезатор позволит вам получить необычные тембры и шумы. Вам что-нибудь говорят названия : дилруба, тампура, свара-мандала? Я тоже не знаю, что это. Но это всё звучит в песне The Beatles "Within You Without You".
Никто не заставляет вас записывать симфонический оркестр. Но если вы на своей демо-записи сделаете грамотную аранжировку, то это вызовет к вам большее уважение.

Существует ошибочное мнение, что все недостатки записи можно исправить при сведении. Неправда. Чем серьёзнее вы отнесётесь к созданию аранжировки и к записи, тем меньше ошибок вам придётся исправлять при сведении. И тем меньше неласковых слов вы услышите от звукорежиссёра. Работа аранжировщика заключается в том, чтобы из огромного числа хороших вариантов выбрать один наилучший.

Напоследок посоветую хорошие учебники по аранжировке:
В.Молотков. Аранжировка для гитары.
Г.Гаранян. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей.
Г.П.Дмитриев. Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние.
Н.Римский-Корсаков. Принципы оркестровки. (эта книга до сих пор переиздаётся в США как учебник для музыкальных колледжей. Даже американцы не считают зазорным учиться у наших классиков). И другие.
P.S. Обещанный ответ: в песне "Good Morning" Леннон предложил записать звуки животных так, чтобы каждое последующее могло съесть или напугать предыдущее. То есть звери как бы гонятся друг за другом.
У каждого автора песен бывают моменты, когда вдохновение покидает его. Ничего страшного. Сочинение на заказ песен – такое же ремесло, как и многие другие профессии.
Написание песен – вовсе не какое-то тайное знание. Вы можете – и должны – совершенствовать и улучшать это умение, как и любое другое: вокал, игру на музыкальном инструменте, аранжировки.

Конечно, вдохновение необходимо. Оно должно дать вам начальный толчок к творчеству. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову, можно “технические” способы стимуляции воображения. Они помогут вам сдвинуться с места, когда вдохновение пропало.

Об этих способах и пойдёт речь.

Допустим, у вас уже есть часть текста, мелодии и примерная гармония. Попробуйте проиграть все аккорды или какой-то фрагмент в обратной последовательности. Можно в этой гармонии попытаться увеличивать длительность каждого аккорда в отдельности. Или уменьшать. Заменять каждый аккорд по очереди каким-то совсем случайным.

Если вы обычно сочиняете за клавишным инструментом-попробуйте проиграть всё на гитаре. Сыграйте гармонию и мелодию в разных тональностях, в “открытых” и “закрытых” позициях, с каподастром, в разных частях грифа, в другом строе. Так вы получите мысли о развитии мелодии и гармонии.

И наоборот, если вы сочиняете на гитаре -сядьте за клавиши. Некоторые западные авторы специально стараются сочинять куплет за фортепиано, а припев – на гитаре. Это также поможет вам, когда вы задумаетесь об аранжировках.

Попытайтесь сыграть мелодию в другом размере. Если ваша песня в размере 4/4, сыграйте её на ¾, и так далее.

Самодисциплина

Возьмите чистый лист бумаги. Закрепите его на видном месте, положите рядом ручку. Как только появляются какие-то идеи – сразу записывайте.

Носите с собой блокнот. Мадонна, например, использует диктофон. Все мелодии и стихи, которые приходят ей в голову, она сразу наговаривает на плёнку. А Рюити Сакамото говорит, что самое главное – не забывать класть в карман ручку, потому что записать пришедшие в голову ноты и тексты можно в этом случае на чем угодно.

Интересная фраза или мелодия может прийти в голову в самом неожиданном месте и в любое время. Однако если вы запишете ее где-то на клочке бумаги, он может потеряться. Джон Леннон всегда, когда дома что-нибудь наигрывал на гитаре, включал магнитофон на запись. После его смерти Йоко Оно нашла несколько сотен кассет таких черновых записей, рассованных по всей квартире-в ванной, в шкафах, в туалете. Эдди ВанХален говорил, что идея игры на гитаре тэппингом пришла ему в голову, когда он принимал душ. Многие песни рождаются на репетициях совершенно неожиданно, из случайной фразы или нескольких аккордов.

Слушайте песни, которые стали классикой. Подумайте: почему их слушают до сих пор?

Проанализируйте структуру песни, все находки авторов и аранжировщиков. Эти идеи могут сработать ещё много раз – и работают! Это не плагиат, это-учёба. Режиссёры фильмов так же берут чужие находки и эксплуатируют их десятилетиями. Потом говорят: “Классический приём!”

Напишите другой текст к вашей любимой песне. Или мелодию к другому тексту. Или песню к фильму. Как насчёт того, чтобы написать новую песню к “Титанику?”

Если ваши песни отличаются разнообразием аккордов, напишите песню на 3-4 аккорда. И наоборот,– вместо 3 аккордов используйте 6-8.

Если вы хотите написать песню о чём-то, но не знаете, с чего начать-используйте ассоциации. Просто сядьте с листом бумаги и пишите всё, что придёт вам в голову. Потом из этого “потока сознания” уберёте всё лишнее.

Многие авторы не хотят напрягаться, чтобы сделать текст песни рифмованным. И напрасно. Да, есть хорошие песни, где текст “белый”. Но хорошо организованный рифмованный текст запоминается гораздо легче. Однако если вы чувствуете, что с текстом проблема – просто отложите его на несколько дней. Потом вернётесь.

Попробуйте использовать другой стихотворный размер. Если вы сочиняете на английском языке, используйте словари и поисковые системы рифм. Их можно найти по адресам:

,

,

,

,

,

,

Не все они одинаково хороши. Некоторые словари составлены на основе старых бумажных словарей и не включают в себя многие современные слова. Но всё равно они будут вам полезны – хотя бы для того, чтобы перестать писать по старым шаблонам.

Спой, Вася!
Чтобы разнообразить вокал, развивайте его линию. Если у вас в мелодии есть долгая выдержанная нота, подумайте: что можно спеть или сыграть в этом месте? Может быть вторым голосом какую-то короткую фразу? Речитатив? Гитарный рифф? Несколько аккордов? Сбивку барабанов? Это та область, где творчество автора песни и аранжировщика – почти одно и то же.

Используйте современные технологии. Многие – даже самые дешёвые синтезаторы – имеют функцию “автоаккомпанемент”.

Проиграйте вашу песню в разных стилях. Это даст вам новые идеи.

Каждый автор знает, что коммерчески успешная песня должна иметь какую-то “фишку”. (Психологи сказали бы – “якорь”). В идеальном случае – несколько. Это может быть что угодно: “мяукающая” манера пения, нестандартная фраза, цитата (“либэ-либэ, аморэ-аморэ”, “гибралтар-лабрадор”’), инструментальный рифф, тембр инструментов, неожиданная гармония и т.д. Эта “фишка” должна захватывать и удерживать интерес слушателя. Стремление выделить и подчеркнуть ее может стать исходной точкой при создании аранжировки. Например, в песне Курта Вайля “Мэкки-Нож” (классика джаза) – очень длинный текст. В традиционной аранжировке каждый куплет звучит на полтона выше. Но так как мелодия не велика по диапазону, то это не вызывает трудностей у исполнителей.

Делайте куплет и припев различными по организации. Если у вас в куплете длинные слова, то в припеве используйте более короткие. И наоборот. Если куплет в миноре – попробуйте сделать припев в мажоре. Части песен могут существенно отличаться друг от друга.

Друзья, прекрасен наш союз…

Подумайте о работе с соавтором. В истории много примеров плодотворного сотрудничества: братья Джордж и Айра Гершвины (авторы множества теперь уже классических джазовых песен), Пол Саймон и Арт Гарфанкел (известнейший в 60-е годы американский фолк-рок дуэт), Лайбер и Столлер (сочинившие множество хитов для Фрэнка Синатры), Андерсон и Ульвеус (ABBA), ну и Леннон-Маккартни, конечно же. Другой человек может увидеть ваши идеи в неожиданном свете, придумать что-то, что никогда не пришло бы вам в голову. Кому-то легче даётся сочинение мелодии, а кому-то-текста.

Есть ещё такой психологический момент. Если человек сочиняет для себя, он подсознательно сочиняет только то, что может исполнить сам. Если он сочиняет для кого-то, он меньше скован рамками.

Сочиняйте, чем больше-тем лучше. Даже Леннон и Маккартни до того, как прославиться, написали несколько десятков песен.
В конце концов, можно использовать метод “мозгового штурма”. Вы знаете, как выбирают Римского Папу? Собираются все кардиналы. Охрана закрывает их в одну комнату и не выпускает никуда – даже в туалет! – пока новый Папа не будет избран из их числа. Перспективный метод сочинения песни на заказ в группе, не так ли?

Еще новости от компании Одесский Музей Звука Василия Пинчука

30 мая в Одессе, в галерее «Квартира №10» на ул. Новосельского,75, состоялось долгожданное многими одесситами и гостями города открытие выставки Одесского Музея Звука. Выставка музыкальных экспонатов открылась совместно с выставкой работ известных одесских...

Звезда мировой оперной сцены, выпускница Одесской консерватории Татьяна Мельниченко, работающая сейчас в Испании, на прошлой неделе посетила родную Одессу. Основной целью ее визита было участие в исполнении реквиема Верди в страстную пятницу в Одесской...

Звезда мировой оперной сцены, выпускница Одесской консерватории Татьяна Мельниченко, работающая сейчас в Испании, на прошлой неделе посетила родную Одессу. Основной целью ее визита было участие в исполнении реквиема Верди в страстную пятницу в Одесской...

Клуб высокой музыки» проводит благотворительный концерт, все средства от которого пойдут на лечение джазовой певицы Татьяны Боевой. В концерте примут участие: вокальная группа "Камерата» из Белоруссии"; мужской вокальный секстет «DukeTime»; пианисты...

Уважаемые друзья, в особенности – одесситы, так любящие музыку, пение и, в частности, джаз! Татьяне Боевой – первой леди украинского, болгарского, одесского джаза, требуется помощь. Татьяна нуждается в долгом и дорогостоящем лечении… Коллеги, друзья...

Вот так Эдуард Мудрый испортил песню одного из наших участников завтрашнего нашего квартирника… Испортил – в полном смысле этого слова((( http://www.youtube.com/watch?v=BFnaZgM0egE

Одесский музей звука Василия Пинчука объявляет набор в профессиональную школу диджеев. Занятия проводят ведущие диджеи Украины.Слушателям курсов будут организованы мастер-классы ведущих зарубежных DJ. После окончания курсов слушателям выдается сертификат...

Открытие музея звука: впечатления Проторенной многими сегодня тропинкой дошла и я до открытия Одесского музея звука ))) На Жуковского, 13 встречает песней Утесов, в зале – шИкарный джаз, настроение творческого хаоса и, конечно же, сами раритеты. Как по...

Как Музей звука (если верить сайту "Храбро") поучаствовал в первоапрельском розыгрыше Мэр поздравил телекомпанию "Круг" с 1 апреля: реальная история пятичасовой стрижки В рамках проводимых горсоветом мероприятий по подготовке к празднованию Международного...

9 апрель

Итак, пробуем проводить квартирники. Первая встреча – 10 апреля в 19 часов. Для гостей будут петь барды Андрей Крамсков и Сергей Шарохин. Напоминаем, что помещение музея не очень большое, поэтому количество мест ограничено.