Критическое мышление – новый путь к развитию

5 октябрь | 00 : 00

24
сентября 2011 года в тренинговой компании «Технология успеха» состоялся
англоязычный тренинг «Developing Critical Thinking
Skills in ELT». Занятие вела тренер компании Марина Теплова, имеющая
международную сертификацию по данному курсу и активно использующая
приобретенные знания в практике преподавания в Днепропетровском национальном
университете.

Для
многих тренинг стал уже обычной формой краткосрочного обучения. Но тренинг на
английском? А если он еще посвящен развитию навыков критического мышления? Что
вообще такое критическое мышление, насколько возможно влиять на формирование
соответствующих навыков у взрослой аудитории и будут ли предложены инструменты
для дальнейшей работы? Эти и другие
вопросы возникали у участников тренинга.

Задачей организаторов
было познакомить преподавателей английского с практикой формирования навыков
критического мышления и определить, как развитие критического мышления может
способствовать эффективности изучения иностранного языка. Многие участники
действительно сталкиваются с проблемой, когда с одной стороны, современные возможности позволяют
использовать лучшие зарубежные методики и Интернет-ресурсы, но не всегда это
дает желаемый результат. Наличие огромных возможностей вовсе не означает, что ими
разумно могут пользоваться. И тогда возникает вопрос - в чем причина?
Необходимо ли адаптировать методы и приемы изучения иностранного языка под
целевую аудитории, искать более эффективные и разнообразные формы передачи информации или, не отбрасывая
первого, работать одновременно в
направлении развития навыков критического мышления у студентов и добиваться
высокой способности восприятия информации? Участники тренинга отметили второе. Если
обучаемый неспособен систематизировать полученные знания, укладывать их в
определенную систему, то простая зубрежка, заучивание и даже богатый словарный
запас все равно не приведут к свободному владению языком. Разговорная практика,
конечно, способствует свободному говорению, но до определенного уровня, а без развития высоких уровней мышления, добиться высоких
результатов сложно или практически невозможно.

«Критическое мышление - новый путь к развитию,
новый стимул к самообразованию, новый шаг в профессиональной карьере.
Критическое мышление помогает мыслить, заставляет мыслить и, что немаловажно,
помогает и способствует переосмыслению уже известных и, вроде бы, понятных
суждений, понятий. Критическое мышление предоставляет новые методы обучения
английскому языку, позволяет сделать процесс обучения более интересным и для
студента и для преподавателя» - так охарактеризовала свое видение обсуждаемого вопроса
преподаватель Днепропетровского юридического лицея Татьяна Ткаченко.

В ходе тренинга
участники познакомились с зарубежной практикой преподавания критического
мышления, узнали о достижениях и опыте украинских ученых, а также увидели
возможности использования на практике таксономии Бенджамина Блума. Марина
Теплова акцентировала внимание на универсальности применения таксономии не
только к различным уровням мышления, а к постановке учебных целей. Оказывается,
если мы хотим формировать навыки критического мышления и развивать высокие
уровни мышления у студентов, то и задания, которые используются для изучения
языка, должны соответствовать учебным целям высокого уровня. Иначе время будет
потрачено впустую. Может поэтому многие из нас изучали иностранный всю жизнь,
но так его и не знают?

Яркие впечатления, новый взгляд на преподавание
английского и желание поскорее попробовать, как работают технологии
критического мышления - это то, что унесли с собой участники. Молодая
преподаватель Наталия Кий отметила, что критическое мышление - это то, что
позволяет развивать умения и навыки преподавателя, но в первую очередь, с
помощью такого мышления можно переосмыслить многие вещи, можно заглянуть в саму
суть, что нет такой сферы, в которой его нельзя применить. «To think out of the box - вот с чем связано для меня критическое
мышление. Быть неординарным, находить суть, принимать решения легко,
преподавать со смыслом и отдачей!» - сказала на прощание участница.

Так давайте все, что мы делаем, делать легко и
со смыслом, прикладывать определенные усилия, но получать от этого
удовольствие, и тогда отдача не заставит себя ждать!

Елена Зима