Средневековый меч и эволюция
С древних времен вплоть до эпохи “Голливуда” меч всегда был символом силы, справедливости и борьбы со злом. Он одновременно волшебен и смертоносен. Меч повлиял на исход многих великих моментов в истории, стал вдохновением для известных мифов и легенд, а искусство кузнецов сделало его объектом вожделения. В нем есть идеальный баланс формы и функции, он одновременно завораживающий и пугающий.
Даже в наши дни многое напоминает о былых поединках на мечах: мужчины застегивают одежду слева направо, оставляя правую руку свободной, чтобы достать меч, мы пожимаем руку, чтобы показать, что не вооружены, джентельмен ведет даму правой рукой, потому что слева у него висит меч, прикосновением меча мужчина посвящается в рыцари… Сломать чей-то меч – значит – опозорить его. Целые армии сдавались, когда предводитель отдавал свой меч, мечи даже отдавали в жертву богам, чтобы добиться их покровительства. В отличии от копья или лука, меч – оружие ближнего боя. Именно это делает его особенным, столь личным и наводящим ужас. Меч имеет свою историю и эволюцию, что особенно заметно на средневековых мечах, один из которых мы хотим презентовать нашим читателям в качестве примера.
Известно, что с развитием защиты меч становился изначально более тяжелым, чтобы пробить броню противника, он имел как рубящие, так и режущие свойства, но со временем на смену мечу пришла более легкая шпага, которой было более легко манипулировать, а через некоторое время – рапира, напоминающая скорее всего украшение, чем оружие, но при помощи которой невероятно легко найти уязвимое место в рыцарском доспехе, проколоть кольчугу, нанеся смертельную рану. Таким образом, оружие постоянно упрощалось и облегчалось подобно тому, как в настоящее время провода вытесняет мобильная связь, WiFi, 3G и т.д. Но поскольку всегда ближе что-то родное, старое и привычное, чем новое и неведомое, человеку трудно было смириться с этими ноу-хау. Так возникали переходные формы холодного оружия, которые уже нельзя отнести ни к мечам, ни к шпагам, ни к рапирам. Примером такой переходной формы от рыцарского меча к традиционной шпаге является, например, деген, о котором мы уже писали в одной из статей.
На фотографиях представлен еще более интересный экземпляр, который по своим параметрам не вписывается ни под одну из классификаций. Это меч XVII в., который можно назвать переходной формой от классического рыцарского меча к дегену. Меч был изготовлен в Германии, поскольку надпись на клинке отчетливо гласит с одной стороны - Gio Knegt, с другой - En Solingen. Giacomo (Gio) Knegt, он же Johanes Knetch – это имя мастера, который работал в XVII в.
в Золингене.
Часто на изделиях семейства Knegt встречаются надписи “En Alemania” или “En Solingen”, означающие то, что изделие было изготовлено в центре западной части Германии, в Рурской долине, в “городе мечей” - Золингене, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия. Этот маленький городок считается одим из старейших европейских центров по производству холодного оружия и стоит в одном ряду с такими городами, как английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо и японский Нара. Первый нож был изготовлен в Золингене еще в XIV веке, со средних веков местное холодное оружие славилось по всему миру. Кузнецы Золингена тщательно следили за качеством изделий, зачастую мастер тратил несколько дней на изготовление одного клинка.
Известно, что с развитием защиты меч становился изначально более тяжелым, чтобы пробить броню противника, он имел как рубящие, так и режущие свойства, но со временем на смену мечу пришла более легкая шпага, которой было более легко манипулировать, а через некоторое время – рапира, напоминающая скорее всего украшение, чем оружие, но при помощи которой невероятно легко найти уязвимое место в рыцарском доспехе, проколоть кольчугу, нанеся смертельную рану. Таким образом, оружие постоянно упрощалось и облегчалось подобно тому, как в настоящее время провода вытесняет мобильная связь, WiFi, 3G и т.д. Но поскольку всегда ближе что-то родное, старое и привычное, чем новое и неведомое, человеку трудно было смириться с этими ноу-хау. Так возникали переходные формы холодного оружия, которые уже нельзя отнести ни к мечам, ни к шпагам, ни к рапирам. Примером такой переходной формы от рыцарского меча к традиционной шпаге является, например, деген, о котором мы уже писали в одной из статей.
На фотографиях представлен еще более интересный экземпляр, который по своим параметрам не вписывается ни под одну из классификаций. Это меч XVII в., который можно назвать переходной формой от классического рыцарского меча к дегену. Меч был изготовлен в Германии, поскольку надпись на клинке отчетливо гласит с одной стороны - Gio Knegt, с другой - En Solingen. Giacomo (Gio) Knegt, он же Johanes Knetch – это имя мастера, который работал в XVII в.
в Золингене.
Часто на изделиях семейства Knegt встречаются надписи “En Alemania” или “En Solingen”, означающие то, что изделие было изготовлено в центре западной части Германии, в Рурской долине, в “городе мечей” - Золингене, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия. Этот маленький городок считается одим из старейших европейских центров по производству холодного оружия и стоит в одном ряду с такими городами, как английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо и японский Нара. Первый нож был изготовлен в Золингене еще в XIV веке, со средних веков местное холодное оружие славилось по всему миру. Кузнецы Золингена тщательно следили за качеством изделий, зачастую мастер тратил несколько дней на изготовление одного клинка.
Над холодным оружием работали либо в доме кузнеца, либо в мастерской, обычно расположенной рядом с домом. Разумеется, спрос на золингеновские клинки неизбежно привел к объединению ресурсов и созданию крупных оружейных заводов. На клинках, изготовленных в Золингене, ставился фирменный знак производителя, его штамповали или вытравливали на каждом готовом изделии. Изначально производители ставили традиционный семейный знак. Обычно клеймо представляло собой название компании либо ее аббревиатуру и логотип. Первыми заказчиками ножей и мечей в городе были немецкие рыцари-крестоносцы, которые в ходе крестовых походов на Восток сделали рекламу золингеновским клинкам. Начиная со средних веков и до сегодняшнего времени город был и остается главным поставщиком колющего, режущего и охотничьего оружия для Германии.
Сделав и продав высококачественный меч, мастер мог не работать несколько лет. Даже в залитой кровью Европе XIII-XIV веков много подобного товара понадобиться не могло, ведь, в отличии от ножа, меч - это вещь, которая служит долго. В 1571 году гильдия оружейных мастеров Золингена получила право ставить на своих изделиях клеймо Me fecit Solingen (“Меня сделали в Золингенe”). Столетие спустя, в 1684-м, в городе было зарегистрировано уже 1300 уникальных клейм. В конце XIX века в Золингене уже были крупные семейные предприятия Zwilling, Henckels, Wusthof, Boker. К слову, не только оружие традиционно изготавливалось в Золингене, город известен еще и как “alles was schneidet” (“всего, что режет”), до настоящего времени выпускают здесь медицинские, бритвенные и маникюрные инструменты, ножницы и столовые приборы.
Клинок данного меча действительно удивляет своим золингеновским качеством, он в прекрасной сохранности, местами даже сохранилась “родная” полировка. Проверка твердости показала, что режущие кромки клинка закалены до 55 - 60 НRC (обозначение твёрдости, определённой по методу Роквелла), тогда как середина полосы имеет не более 45 HRC. Трудно предположить, каким образом получена такая разница твердости, но вероятнее всего, существовала какая-то развитая технология или секрет мастера! Размеры меча следующие: общая длина - 995 мм, длина клинка - 760 мм, ширина у основания - 53 мм.
Рукоять меча имеет интересную форму, существует справедливое мнение, что она была модифицирована под вкус своего хозяина, что в то время было не редкостью. Навершие похоже на Папскую тиару, с одной его стороны можно увидеть католический крест, с другой же стороны расположена монограмма, которая вероятнее всего принадлежала хозяину меча. Эфес имеет переднюю дужку, которая соединяет перекрестье с головкой рукояти, бросается также в глаза и передняя дужка, которая неплохо дополняет и украшает рукоять. Можно сказать, что конкретный эфес уже почти похож на эфес шпаги XVII-XVIII в. Он элегантный, импозантный, сухой и скупой, и одновременно красивый – все очень просто и гармонично. Хочется также заметить, что иногда некоторые реставраторы очень увлеченно пытаются сделать большое перекрестие, чтобы меч казался внушительнее, поскольку такое у многих представление о средневековых мечах. В нашем случае мы видим аккуратное соразмерное перекрестье и элегантную гарду, что подчеркивает утонченный вкус изначального обладателя меча.
Таким образом, представленный меч служит примером переходных форм меча на пути к дегену, рапире и т.д. Меч красив, вся его застывшая красота заключается исключительно в холодной стали, а не в золоте и серебре. Глядя на него почему-то невольно в голове звучит романс Гомеса, застывший в металле, и хочется бесконечно долго любоваться этой застывшей в куске металла красотой и думать об этом предмете исключительно хорошее, не думая о том, что при помощи его силы кто-то очень давно кому-то причинил боль и страдания.
Таким образом, представленный меч служит примером переходных форм меча на пути к дегену, рапире и т.д. Меч красив, вся его застывшая красота заключается исключительно в холодной стали, а не в золоте и серебре. Глядя на него почему-то невольно в голове звучит романс Гомеса, застывший в металле, и хочется бесконечно долго любоваться этой застывшей в куске металла красотой и думать об этом предмете исключительно хорошее, не думая о том, что при помощи его силы кто-то очень давно кому-то причинил боль и страдания.
Еще новости от компании Лавка старины «СТАРИНА СІРКО»
Наше оборудование произведено по оригинальным немецким технологиям из высококачественной нержавеющей стали. На все виды пивоваренного оборудования имеется сертификат качества. Также наши специалисты разрабатывают технологии рецептов для производства различных...
Второй этап – фильтрация затора. Затор перекачивается в фильтрационный чан, где формируется естественный осадочный слой из нерастворимых частей солода, проходя через который, сусло (вода с растворимыми в ней веществами) фильтруется. Третий этап–кипячение...
Как указал глава отдела продаж аукциона Орналдо Рок, предварительно полотно оценивается в 8-12 миллионов фунтов стерлингов. Долгие годы эта картина была частью коллекции фамильного имения Спенсеров Олторп, которое раскинулось сразу в графствах Нортхэмптоншир...
По словам лондонского торговца антиквариатом Минаса Катчадоряна, предметы мебели, изготовленные из дуба, были проданы правительством США и приобретены анонимным американским коллекционером. Мебель находилась в апартаментах Гитлера во время подписания...
Также ученые считают, что здесь находится саркофаг с мощами святых Бориса и Глеба. Впервые за 20 лет экспедиция была организована Вышгородским историко-культурным заповедником, центром культуры и истории «Парк Киевская Русь» и институтом археологии Национальной...
угунный фрагмент высотой 4,5 метра оценен в 15–20 тысяч евро. Демонтированная после устройства в башне лифта лестница была распилена на 24 части и продана на аукционе в 1983 году. Три ее элемента были подарены французским музеям. Остальные приобрели коллекционеры...
Немецкая студентка купила мебель на блошином рынке в Берлине за 150 евро еще в 2006 году. Когда студентка впервые после покупки разложила диван, внутри она обнаружила картину неизвестного художника размером 26 на 39 см. Как оказалось, полотно под названием...
Артефакты вернули при помощи Британского музея. Украденные экспонаты были контрабандой провезены в Великобританию. Часть артефактов изъяли при попытке ввоза, часть была обнаружена сотрудниками музея на черном рынке и выкуплена на средства частных спонсоров...
Торги начались с 1 тыс. фунтов, однако через 15 минут ее цена возросла в 2,2 тысячи раз. При этом устроители торгов – аукционный дом Moore, Allen & Innocent – в каталоге указали, что картина не атрибутирована как работа Рембрандта, а лишь принадлежит...
Владелец скрипки дал старинный инструмент своему приятелю, но тот оставил ценнейшую скрипку в поезде. После того как он спохватился, были просмотрены записи с камер наблюдения. Выяснилось, что на другой станции один из пассажиров вышел со скрипкой. Полиция...