О НЕКОТОРЫХ ТАЙНАХ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ХИТОВ

19 январь | 23 : 00

О НЕКОТОРЫХ ТАЙНАХ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ХИТОВ…

В данный раздел мы поместили статьи, выдержки из различных школ, понятия и термины, этапы изготовления песни, начиная от "демки", напетой под гитару и заканчивая мастерингом, после которого песню можно считать завершенной. А также, поместили некоторые музыкальные истории, байки музыкантов, проливающие свет на загадочные моменты в теневой жизни артиста. Мысли и высказывания здесь и далее по тексту вмещают в себя уникальный опыт выдающихся людей нашей страны. За что им отдельная благодарность и большое человеческое спасибо.

Процесс создания песни (сочинение)
Если у вас есть мелодия, а вы сами не пишите стихи, то вам необходим поэт-песенник. И наоборот, вы сочинили стихи, а с мелодией у вас туго найдите на нашем сайте своего композитора или обратитесь за помощью к нам…. В любом случае, выбор песни, на которую вы будете делать аранжировку, остается за вами. Мы тоже можем, как профессионалы посоветовать вам перспективность вашего выбора (с точки зрения коммерческого подхода и реалий современного шоу-бизнеса), так как от выбора песни зависит будущее удачное прохождение всех этапов становления и дальнейшего продвижения песни.
Если, к примеру, мелодия куплета в песне не очень яркая по сравнению с припевом это нормально, но бывает наоборот, куплет ярче, чем припев, и тогда песня обречена на… «доработку» (а вы что подумали?). Главное понять размеры этой самой творческой доработки. Как правило, людям с опытом и на свежее ухо всегда легче услышать достоинства и промахи авторов (горячо любящих свои произведения) и к ним стоит прислушаться, если не хотите убить уйму времени, чтобы прийти к тем же самым выводам но гораздо позднее, путем трат и мучений. Анекдот в тему: Два баяниста молодой и пожилой играют на конкурсе по очереди свои сочинения. Молодой выделывает пассажи, показывая виртуозную технику, потом черед наступает за пожилым, тот выходит, играет всего три ноты и уходит…Жюри присуждает первое место… пожилому. Молодой в гримерке спрашивает: – «..ну, как же так, я играл с таким рвением и усердием, столько всего наиграл, а ты вышел, сыграл три ноты и тебе первое место дали? Тот отвечает: – « ты свои ноты еще ищешь, а я свои три ноты уже нашел!»
Следующий этап – создание аранжировки.

Аранжировка песни и ее изготовление

Итак, вы определились сами, или с нашей помощью. И даже, уже чувствуете, в каком музыкальном направлении и в стилистике, какой известной музыкальной группы вы примерно хотели бы услышать вашу будущую аранжировку песни. Идя на студию звукозаписи, прихватите с собой пару интересных треков зарубежных исполнителей, чтобы было на кого ровняться (не секрет, что многие ориентируются на английский и американский саунд) и разговор с аранжировщиками, и звукорежиссерами станет для вас более понятен и продуктивен. И что самое важное, станет понятно и нам, что вы хотите, какую аранжировку видите и хотели бы иметь в будущем.

Мы тоже не останемся в стороне и покажем вам все сильные и слабые стороны выбранной вами песни. Постараемся ее просчитать, определить темп и ритмическую структуру удобную для вокальных нот и слов, где даже смена тональности может удачно усилить красоту вашего голоса и тембра, а может, и сгубить замысел композитора, изменив смысл, и мажорный/минорный настрой всего аккомпанемента. Такие тонкости, впоследствии, делают песню выигрышной, но знают об этом немногие. В большинстве случаев бывает так, что студийные работники выполняют то, что просит заказчик, особо не вникая в процесс и не сопереживая ему, а заказчик вынужден идти, как сапер по минному полю, нарабатывая свой собственный опыт и растрачивая попусту, силы, время и деньги на различного рода эксперименты в аранжировках и сведении песен.

Этот процесс может затянутся на долгие месяцы… Пока заказчик не осознал, наконец, важность сотрудничества с особого рода специалистами, не сообразил, что песню делает команда единомышленников, близких по духу людей…композиторов, аранжировщиков, звукорежиссеров…
И конечно, когда за дело берется саундпродюсер, он подходит ко всему изначально правильно, комплексно и поэтапно не упуская из виду ни один из малозначительных на первый взгляд моментов. Вот лишь некоторые из таких моментов.

Аранжировка песни и персонал студии

Аранжировщики бывают разные, как и сама аранжировка песни…случается, в эту профессию приходят бывшие гитаристы, лучше, если клавишники, но случается и барабанщики… это особый случай. Плюс, все они отличаются друг от друга, по степени опыта, музыкальности, оригинальности мысли, композиторскому дару, да, да, не удивляйтесь, придумать партии инструментов, которые дополняют и украшают основную тему, а не просто ее фиксируют, вот главная задача настоящего аранжировщика. Причем, каждый из них бывает очень силен, но только в своем стиле, о многостаночниках мы не говорим. Это все учитывает саундпродюсер. Он же, потом, когда наступит время окончательного сведения песни, укажет самому «крутому» звукорежиссеру, где надо подтянуть эмоционально инструменты, а где их надо прибрать, где «энергетическая дыра», а где лишнего наиграли и напели…в общем, видя картину в целом, он начинает с точного определения стиля и попадания в образ…а это на половину решение вашей проблемы.

Ваши пожелания, какой вы хотите видеть свою аранжировку и авторскую песню, в целом тоже для нас очень важны. И знайте, один аранжировщик со своим мышлением сможет сыграть приблизительно все партии инструментов, но он не сможет заменить алгоритм мышления и технику игры сразу нескольких грамотных музыкантов участвующих в записи данной песни, чьи «живые» партии в несколько раз богаче оформят и создадут орнамент вашей аранжировки (кстати, это потом скажется на той или иной "фишке", нюансировке в партии исполнителя). Поэтому, технику игры того или иного музыканта должен видеть саундпродюсер, и это должно его устраивать. Но вот мы создали аранжировку, вы ее опробовали, дома прорепетировали, пришли на запись и, выяснилось, что то, что вы чувствовали и ощущали голосом дома, а потом и на студии, не совсем то, что хочется… буквально через пару дублей, вы и сами поймете и услышите все те, прослабленные места, которые видимо надо, как-то иначе перепеть… Помните, аранжировка песни и процесс ее изготовления очень важный этап. Вот с этого самого момента мы и встали с вами на настоящий верный путь…
Следующий этап запись голоса.

Запись вокальной партии
Запись вокала на студии (вокальной партии)

Саундпродюсер должен быть гений, и ни как не меньше.
Чтобы обеспечивать качественную запись вокала, у него должен быть звукорежиссерский опыт, аранжировочный, драматургический, поэтический, вокальный, музыкантский, актерский.
Ведь работая в паре с певцом, он, как толковый психолог должен подключиться и вывести исполнителя на новый для него, еще не изученный уровень, который самому, стоя у микрофона отследить практически невозможно! Непривычная акустическая среда заставляет людей нервничать, пробовать на ощупь ноты и слова, они теряются и не могут «выдать» необходимый градус, точную интонацию вокальной строчки. Попробуйте представить, сразу же, сейчас из мелких дублей всю картину песни целиком. На такое способен лишь саундпродюсер сидящий по другую сторону записи и уже знающий, как надо спеть на основе данного саунда – ритмически и интонационно.
Необходимо постоянно отслеживать самочувствие, скорость записи, вокальную технику, подключать спец, приемы и упражнения, снимать внутренние психологические зажимы, раскачивать темперамент исполнения, давать навыки актерской школы, учитывать кураж, каждодневные тембральные изменения голоса, дневное и вечернее исполнение и много делать еще такого, чего в обычной студии не встретишь… например; имеющийся в наличии мелодизм и шлягерность фраз в данной песне, доработка и подгонка мелодии, текста (если это нужно, так как не все сло-ги ложатся на голос удачно.. и не все слова удобны к пению). Процесс адаптации текста и вокальной строчки к голосу сложный, но должен быть мгновенный, иначе время будет потеряно и артист элементарно устанет. К примеру, только на 40ой минуте появляются удачные вокальные треки, а через 1час 30 мин. голос подсаживается. И если к этому добавить узкоспециализированные знания записи вокала и создания собственной манеры, своей индивидуальной стилистики исполнения,… например, попытаться спеть вкусно и не банально, самую что ни на есть банальную фразу композитора. То есть спеть не банально о банальном – вот секрет которым должен владеть саундпродюсер и к которому он подводит исполнителя во время записи того в микрофон. Бывает у исполнителя элементарно отключается сосредоточение, и он буквально зацикливается на одном слове. Я знаю случаи из реальной практики, когда одно слово перепевали весь день, так как все остальное было уже спето.… И для этого есть свои тонкости…Но вот наконец партия спета, запись вокала на студии закончена. Нужно ли добавить еще голоса, и сколько? Может, стоит подпеть другим тембром или разложить по голосам, или добавить вокальные «бэки»? Ответы на все эти вопросы должен знать опять же саундпродюсер. Не каждой песне свойственны эти элементы вокальной аранжировки, но иногда без них песня «не работает» как надо.… Проверьте еще записанный вокал на ритмическую пульсацию, интонацию, динамику, настроение, экспрессию… все должно, что называется «качать» и аранжировка при правильном исполнении вокальной партии тоже оживает и «качает»…
Все качает!!! Здорово. Молодцы. Но есть отдельные места… Там кривовато спето, там воздуху не хватило, там перетянула…, а не беда, главное цепляет…Вот тут то и важно определится на какой уровень рассчитываем, куда понесем песню; для кухни, концертного зала, для конкурса, или на радио…определяйтесь, чтобы просчитать время на редакцию и коррекцию голоса. Правильный вариант получится, когда на голос уходит не менее трех часов…. Ну и степень подготовки загодя тоже надо учесть! Практика показывает, что люди обычно переоценивают свои вокальные способности. И после того, как запись вокала на студии окончена, 90% людей осознают, что в следующий раз они бы спели лучше!
Следующий этап: редакция записи вокала (записанных голосов).

Общая редакция вокального голоса и музыкальных инструментов.

Редакция вокального голоса.

Записанный голос может показать небольшое расхождение с отдельными партиями инструментов в отдельных тактах. Поэтому в аранжировку вписывают и подписывают инструменты, выравнивают компрессией голос, чистят призвуки, шипящие-свистящие, обрезают, удлиняют, правят ноты, выстраивают баланс и т.д. весь набор действий перечислять можно долго, отметим лишь некоторые из них… Например, певица спела фразу уверенно и ровно, но одно слово пропето невнятно тихо и не ритмично затянуто, его поднимают отдельно по громкости, выравнивают на слух, не доверяясь программе, производят сжатие специальным алгоритмом…и слово встает на свое место очень точно и грамотно, аналогичные манипуляции делаются и с партиями музыкальных инструментов. Этот этап очень важный и очень чувствительный – ведь от живого до искусственного всего один шаг. И эту грань, через которую не стоит никогда переходить, должен чувствовать саундпродюсер, человек высочайшего музыкального вкуса и образования, интуиции и опыта… опять же ощущающий, как соавтор всю песню целиком…Рецепт данной кулинарии прост, чем больше мы тратим на редакцию голоса студийных часов, тем точнее и естественнее попадание в супер гениальные вокалисты и певцы. (Правда есть свои нюансы – не «замучить» от излишнего усердия песню)
И наконец, наступает важный и ответственный момент собирания всей песни целиком.
Процесс называется Сведение.

Сведение музыкального материала, песни.

Сведение песни

Люди, специализирующиеся на сведении песни и всех записанных сессионных треков, в балансе с голосом называются звукорежиссеры. Процесс сведения авторской песни технологический и очень важный, зависит от знания и занятости самого звукорежиссера. Как правило, профессионалы сводят от 12 – 15 часов, если партии не сложные и их не много (обычно 10-15 треков). Но, чем дольше отслушиваешь материал и время от времени его исправляешь, тем качественнее выйдет конечный микс (mix). Есть одна особенность человеческого уха, оно ведь замыливается…и человеку больше трех часов ни отслушать, ни отредактировать, в один день не дано (добавьте к этому наслоение других работ). Поэтому сведение песни идет с перерывами на день, два или три, дабы была возможность на что-то другое переключиться и перестроиться…, а потом на свежее ухо оценить, что сделано и внести новые корректировки. Процесс сведения песни идет по принципу скульптора Родена, которого как-то спросили, в чем секрет гениальной скульптуры, на что он ответил, секрет в том, что бы отсечь все лишнее…. Как видите все гениальное просто. Поэтому, молодых звукорежиссеров не бывает. У них ухо еще не может отсекать все лишнее! Они для этого маловато слушали и слышали музыки в жизни, чтобы уметь отказаться от лишней красивой ноты…. К тому же, их музыкальное образование зачастую остается под вопросом!
Возможно, в процесс сведения песни важно внести коррективы и переписать партию гитары, аранжировку чуть высветлить духовыми инструментами и т.д. Творческий процесс многогранен и нет предела совершенству. Именно поэтому, если вы серьезно решились сделать на студии песню высокого качества, настраивайтесь на кропотливую работу, а не на везение или «хитовость» самой песни, мол, песня хорошая и так потянет…. Нет, не потянет. Все этапы изначально пройдите очень качественно, и лучше, если на пару с саундпродюсером, тогда итог не замедлит сказаться и песня, что называется «выстрелит».
А после сведения…. Что делать дальше? Мастерить однозначно. Что же это такое, мастеринг?

Мастеринг песни, альбома.

Для простоты понятия приведем пример из практики столяра. Вот изготовлен стол, столяр скрепил его, подработал рубанком, отполировал. Стол красив, его можно использовать, хоть древесина до конца и не обработана. Ее ведь можно покрыть лаком или пропитать специальным составом, и даже нанести узоры. В этих последних действиях и заключается процесс мастеринга в песне. Готовый трек (mix) пропускают через специальные мастеринговые приборы и программы, тем самым окончательно устраняя все неровности и недоделки, оставшиеся после сведения и редактирования, или приносят в специальную мастеринговую студию, которая на этом специализируется.

Финал. Ваша песня окончательно готова. Надеемся, что наши рекомендации, касающиеся вопросов аранжировки, записи, редакции, сведения, вам реально помогут понять, на каком этапе вы находитесь, и что вам нужно делать дальше. И хотя, вы записали гениальный хит, мы откроем вам один секрет… – создать хит сложно, но в принципе возможно… – гораздо сложнее донести его до потенциальных слушателей, возможно будущих ваших поклонников. Удачи вам! И помните, что один в поле не воин.

Еще новости от компании Одесский Музей Звука Василия Пинчука

30 мая в Одессе, в галерее «Квартира №10» на ул. Новосельского,75, состоялось долгожданное многими одесситами и гостями города открытие выставки Одесского Музея Звука. Выставка музыкальных экспонатов открылась совместно с выставкой работ известных одесских...

Звезда мировой оперной сцены, выпускница Одесской консерватории Татьяна Мельниченко, работающая сейчас в Испании, на прошлой неделе посетила родную Одессу. Основной целью ее визита было участие в исполнении реквиема Верди в страстную пятницу в Одесской...

Звезда мировой оперной сцены, выпускница Одесской консерватории Татьяна Мельниченко, работающая сейчас в Испании, на прошлой неделе посетила родную Одессу. Основной целью ее визита было участие в исполнении реквиема Верди в страстную пятницу в Одесской...

Клуб высокой музыки» проводит благотворительный концерт, все средства от которого пойдут на лечение джазовой певицы Татьяны Боевой. В концерте примут участие: вокальная группа "Камерата» из Белоруссии"; мужской вокальный секстет «DukeTime»; пианисты...

Уважаемые друзья, в особенности – одесситы, так любящие музыку, пение и, в частности, джаз! Татьяне Боевой – первой леди украинского, болгарского, одесского джаза, требуется помощь. Татьяна нуждается в долгом и дорогостоящем лечении… Коллеги, друзья...

Вот так Эдуард Мудрый испортил песню одного из наших участников завтрашнего нашего квартирника… Испортил – в полном смысле этого слова((( http://www.youtube.com/watch?v=BFnaZgM0egE

Одесский музей звука Василия Пинчука объявляет набор в профессиональную школу диджеев. Занятия проводят ведущие диджеи Украины.Слушателям курсов будут организованы мастер-классы ведущих зарубежных DJ. После окончания курсов слушателям выдается сертификат...

Открытие музея звука: впечатления Проторенной многими сегодня тропинкой дошла и я до открытия Одесского музея звука ))) На Жуковского, 13 встречает песней Утесов, в зале – шИкарный джаз, настроение творческого хаоса и, конечно же, сами раритеты. Как по...

Как Музей звука (если верить сайту "Храбро") поучаствовал в первоапрельском розыгрыше Мэр поздравил телекомпанию "Круг" с 1 апреля: реальная история пятичасовой стрижки В рамках проводимых горсоветом мероприятий по подготовке к празднованию Международного...

9 апрель

Итак, пробуем проводить квартирники. Первая встреча – 10 апреля в 19 часов. Для гостей будут петь барды Андрей Крамсков и Сергей Шарохин. Напоминаем, что помещение музея не очень большое, поэтому количество мест ограничено.