Рекорд-лейблы. Поход в продюсерский центр.

20 январь | 23 : 00

Если вы серьезно занимаетесь музыкой, то неизбежно настанет момент, когда вы захотите заключить контракт с рекорд-лейблом для издания своих работ. В наши дни это реально, однако, прежде, чем искать контракт, полезно разобраться с положением дел в музыкальной индустрии.

Принято считать, что существуют четыре-пять ведущих рекорд-компаний – так называемые "мейджоры", на долю которых приходится 70-80 процентов рынка. Остальные фирмы – так называемые "инди", от слова independent (независимый). Инди-фирма – это вовсе не обязательно что-то совсем маленькое со смехотворным бюджетом. Встречаются очень солидные независимые фирмы (Mute Records, недавно вошедший в состав концерна EMI, например).

Неверно было бы думать, что отношения инди и мейджоров – обязательно конфронтация. Их взаимоотношения – очень сложный и запутанный вопрос. Кроме жестокой конкуренции, они могут уживаться между собой вполне мирно, даже сотрудничая на взаимовыгодных условиях. Например, вот несколько типов сотрудничества мейджора и независимого лейбла:

  • Тиражирование и распространение продукции. Инди-лейбл финансирует запись альбома, и затем предоставляет мастер-фонограмму крупной фирме, которая печатает тираж CD и распространяет через свою сеть. Все права на мастер-фонограмму остаются у инди-фирмы.

  • Только распространение. То же, что и п.1, но только весь тираж печатает сам инди-лейбл.

  • то же, что и пункты 1 и 2, но распространение производится через независимых дистрибьюторов. Независимые продавцы работают в пользу инди-лейбла, а по его заказу – через крупную рекорд-компанию.

  • То же, что и все предыдущие пункты, но инди-лейбл работает не с крупной фирмой, а таким же образом – с другим инди-лейблом.

  • инди-лейбл по заказу и на средства крупной фирмы записывает альбом. Затем готовая мастер-фонограмма передается фирме-заказчику. Заказчик организует раскрутку альбома и владеет всеми правами на него.

  • Сотрудничество большой фирмы и инди-лейбла на основе акционерного капитала. В этом случае силы и средства этих двух компаний объединяются. Доходы делятся пропорционально вложенным капиталам.

  • Фирма – "мейджор" вкладывает средства в инди-лейбл. Взамен она получает часть собственности и/или часть прав на контракты инди-лейбла с артистами. лицензирование. Одна фирма покупает у другой лицензию на аудио-материал (обычно на несколько лет). Право на мастер-фонограмму в этом случае принадлежит по-прежнему продавцу лицензии.

  • Право выкупа. Мейджор покупает у инди права на артиста и/или его фонограммы. Таким образом, инди-лейбл может стать для музыканта ступенью к более солидным контрактам.


Это все нужно представлять себе-хотя бы в общих чертах-чтобы знать, что вас ожидает, если вы получите заветный контракт.

Особенности контрактов с инди-лейблами.

В первую очередь нужно прояснить для себя следующие пункты:

  • Распространение вашей музыки. Убедитесь, что у фирмы есть сеть дистрибьюции, хотя бы в вашей стране.

  • Сопутствующие промо-товары (постеры, плакаты и тд). Кто займется их изготовлением и распространением? Если не сам лейбл, будет ли он требовать часть прибыли от их реализации?

  • Ваши права и свободы. Насколько вы будете ограничены и в чем? На какой срок? Опасайтесь слишком большого и длительного ограничения своих прав.

  • Работает ли фирма с другими распространителями аудиопродукции?

  • Рекламирование ваших альбомов. Кто и как этим займется? Какие средства на это выделяются?

  • Поддержка во время гастролей. Их организация и реклама.

  • Кто и как будет платить налоги от продажи ваших записей?


Особенности контрактов c крупными компаниями

На первый взгляд может показаться, что в больших компаниях, где технология работы с артистом отлажена до мелочей, проблем просто не должно возникнуть. Однако это не так – ведь мейжоры мыслят другими масштабами, а мелкие проблемы (из которых зачастую складываются отношения с артистом) могут упустить как несущественные. При составлении контракта с мейджором стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Сроки контракта. Обычно контракт заключается на 6-8 альбомов (не лет!)
  • Отдел подбора артистов и репертуара (A&R department). Узнайте побольше об этих людях. С кем, кроме вас они еще работают?
  • Сколько альбомов издает фирма за год? Если слишком много, смогут ли они уделять вам достаточное внимание?
  • Личные знакомства. Постарайтесь встретиться с возможно большим числом сотрудников. Какая общая атмосфера в компании?
  • Эксклюзивность контракта. Это значит, что во время этого контракта вы не сможете работать ни с одной другой фирмой.
  • Творческий процесс. Кто и как его будет контролировать? Вы должны отстоять себе свободу, чем больше – тем лучше.
  • Стоимость записи, смета расходов.
  • Раскрутка альбома и гастроли. Их продолжительность и интенсивность.
  • Авторские вознаграждения.
  • Видеозаписи. Кто их делает, как распределяются затраты на них и будущие прибыли?
  • Сопутствующие товары. Производство и распространение.
  • Возможность проверки вами финансовых документов в любое время. Этот пункт обязательно должен быть в контракте!
  • Отчетность фирмы перед вами. Обычно фирма отчитывается раз в 6 месяцев с момента заключения контракта.
  • Передача прав. Рекорд-лейбл может (или не может) перепродать контракт с вами другой фирме.
  • Выплата налогов.
    Один из пунктов контракта, на который следует обратить внимание особо – работа "на стороне". Имеется в виду работа участников группы в качестве студийных музыкантов в других проектах на этой или на другой фирме. Эту возможность нужно оговорить подробно. Обычно рекорд-лейблы неохотно соглашаются с этим пунктом, и то на особых условиях: если музыканты работают только в аккомпанементе, не исполняя сольные партии, дуэты и т.д. Допускается такая работа в перерывах между основными записями или гастролями согласно контракту. В других проектах может участвовать одновременно не более одного музыканта из группы: фирма боится, что на других записях будет присутствовать характерное звучание вашей группы.

Заключение контракта – очень сложный процесс. Иногда случаются курьезы. Джимми Хендрикс во время заключения контракта ткнул пальцем в один пункт и сказал, что он с эти не согласен. Пункт гласил, что Хендрикс будет жить в пятизвездочном отеле. Парень просто не умел читать!

Еще новости от компании Одесский Музей Звука Василия Пинчука

30 мая в Одессе, в галерее «Квартира №10» на ул. Новосельского,75, состоялось долгожданное многими одесситами и гостями города открытие выставки Одесского Музея Звука. Выставка музыкальных экспонатов открылась совместно с выставкой работ известных одесских...

Звезда мировой оперной сцены, выпускница Одесской консерватории Татьяна Мельниченко, работающая сейчас в Испании, на прошлой неделе посетила родную Одессу. Основной целью ее визита было участие в исполнении реквиема Верди в страстную пятницу в Одесской...

Звезда мировой оперной сцены, выпускница Одесской консерватории Татьяна Мельниченко, работающая сейчас в Испании, на прошлой неделе посетила родную Одессу. Основной целью ее визита было участие в исполнении реквиема Верди в страстную пятницу в Одесской...

Клуб высокой музыки» проводит благотворительный концерт, все средства от которого пойдут на лечение джазовой певицы Татьяны Боевой. В концерте примут участие: вокальная группа "Камерата» из Белоруссии"; мужской вокальный секстет «DukeTime»; пианисты...

Уважаемые друзья, в особенности – одесситы, так любящие музыку, пение и, в частности, джаз! Татьяне Боевой – первой леди украинского, болгарского, одесского джаза, требуется помощь. Татьяна нуждается в долгом и дорогостоящем лечении… Коллеги, друзья...

Вот так Эдуард Мудрый испортил песню одного из наших участников завтрашнего нашего квартирника… Испортил – в полном смысле этого слова((( http://www.youtube.com/watch?v=BFnaZgM0egE

Одесский музей звука Василия Пинчука объявляет набор в профессиональную школу диджеев. Занятия проводят ведущие диджеи Украины.Слушателям курсов будут организованы мастер-классы ведущих зарубежных DJ. После окончания курсов слушателям выдается сертификат...

Открытие музея звука: впечатления Проторенной многими сегодня тропинкой дошла и я до открытия Одесского музея звука ))) На Жуковского, 13 встречает песней Утесов, в зале – шИкарный джаз, настроение творческого хаоса и, конечно же, сами раритеты. Как по...

Как Музей звука (если верить сайту "Храбро") поучаствовал в первоапрельском розыгрыше Мэр поздравил телекомпанию "Круг" с 1 апреля: реальная история пятичасовой стрижки В рамках проводимых горсоветом мероприятий по подготовке к празднованию Международного...

9 апрель

Итак, пробуем проводить квартирники. Первая встреча – 10 апреля в 19 часов. Для гостей будут петь барды Андрей Крамсков и Сергей Шарохин. Напоминаем, что помещение музея не очень большое, поэтому количество мест ограничено.