Отвыкнут ли россияне от халявного телевизора?

17 май | 08 : 59

Если вспомнить, что в отличие, например, от мобильной связи, абонент платного ТВ — это не человек, а вся семья, домохозяйство, которых на всю Россию около 50 млн, — то получится, будто неготовность большинства граждан платить за телевизионный контент куда-то испарилась. А ведь именно этот фактор уже много лет аналитики называют главным препятствием для развития платного ТВ в России.

Мой лондонский приятель рассказывал, что у них в кондоминиуме дела с этим обстоят плохо. Ловятся всего три бесплатных канала, и он был бы счастлив подключиться за деньги, но с кабельными компаниями никак не может договориться домовладелец. А портить фасад спутниковыми тарелками запрещает архитектурное управление. По сравнению с их унылым британским бытом наше многообразие дециметровых каналов, включая развлекательные, музыкальные и т. д., выглядит настоящим пиршеством духа. И именно конкуренция со стороны этих каналов долгое время сдерживала развитие платных сервисов.

Однако, если начать разбираться с цифрами поподробнее, окажется, что они довольно-таки лукавы. Например, в число этих 19 млн записаны поголовно практически все московские семьи. Речь идет о так называемых «социальных пакетах» или, как их привыкли называть, «коллективных антеннах» (хотя антенн там давно не осталось, и сигнал доставляется по кабелю компании «Акадо»). Счет за них ежемесячно включается в жировки, по которым оплачивается квартплата и прочие коммунальные платежи.

Большинство настолько привыкло к этому, что даже не замечает, — как не замечает платежа за проводную радиоточку, например. И если этим людям сказать, что они — абоненты платного ТВ, посчитанные всезнающей статистикой, они очень, очень сильно удивятся. Аналогичная картина с «социальными пакетами» и в регионах. Доля таких абонентов в общем числе пользователей кабельного платного ТВ, несомненно, весьма велика. Однако, исследование не дает ответа о том, какова доля таких клиентов, а какова — тех, кто сознательно решил платить деньги за больший выбор каналов.

В какой-то степени сходная картина наблюдается и в сегменте спутникового ТВ. Лидер по доходам — компания «НТВ+», имеющая всего 3% от числа всех российских абонентов (600 000), но при этом собирающая свыше 20% всех доходов операторов платного ТВ. С ее пользователями все понятно: они готовы платить заметные деньги за разнообразный и качественный контент.

А вот самая большая абонентская база из операторов платного ТВ — 4,3 млн абонентов — «Триколор». Эта компания отличается тем, что предоставляет без абонентской платы пакет из основных федеральных каналов. И многие, особенно в регионах и в дачной местности, где эфирный прием телесигнала оставляет желать лучшего, предпочитают один раз потратиться на покупку тарелки и оборудования, чтобы потом иметь все тот же бесплатный телевизор. Однако в статистику пользователей платного ТВ эти люди тоже попадают, ведь они же приобрели комплект оборудования и зарегистрировались у оператора.

Нежелание наших сограждан платить деньги за доступ к телевизионному контенту ярче всего видно, если посмотреть на статистику подключений IPTV. Такие услуги предлагает сегодня практически любой оператор, предоставляющий доступ в интернет по оптоволоконному кабелю. Это десятки компаний, чьи сети в совокупности покрывают миллионы домохозяйств. И интернет-провайдеры, крайне заинтересованные в повышении средней выручки с абонента, продвигают IPTV весьма и весьма активно.

Тем не менее, пользователи IPTV составляют всего 2% от общего числа абонентов и приносят только 3% дохода. Конечно, эта технология пришла к нам позднее всего, и наиболее активных и платежеспособных потребителей успели подобрать другие — в первую очередь, «НТВ+», работающее на рынке свыше десяти лет. Однако, дисбаланс между массовым предложением и довольно скромным платежеспособным спросом, воистину, огромен.

В общем, несмотря на победные реляции и декларируемый в отчете iKS-Consulting уровень проникновения 36%, россияне, в массе своей, платить за телевизор не готовы. Осознанно тратят деньги за доступ к большому числу разнообразных каналов еще очень и очень немногие. Менталитет меняется крайне медленно, так что скачки и революции здесь маловероятны. И это — та реальность, с которой придется в ближайшем будущем иметь дело операторам и представителям медийного бизнеса.

Александр Милицкий — Slon.ru

Еще новости от компании СПУТНИКОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КИЕВЕ И ОБЛАСТИ | СПУТНИКОВОЕ ТВ | СПУТНИКОВЫЕ АНТЕННЫ | SAT-TV | Xtra TV

Спутниковый телеканал «Тиса-1» построил свою вещательную сетку по принципу экс-территориальности. Лицензия, которй владеет телеканал позволяет распространять сигнал на всей территории Украины и в странах Центральной и Восточной Европы. Телевещание «Тиса-1»...

Эту информацию предоставило Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. По материалам Федеральной антимонопольной службы - на российском рекламном рынкев лидирующем положении находится Первый канал, при этом его часть уменьшилась  с 23,42%...

Устройство представляет собой автоматически настраиваемый Wi-Fi мост, поддерживающий стандарт 802.1 In и протоколы шифрования WPA/WPA2/WEP- 64/WEP-128. Диапазон рабочих частот от 5,15 до 5,85 ГГц, имеется режим экономии мощности и автоматическое управление...

Услуги будут оказываться в Ки-диапазоне через спутник «Ямал 300К» и в Ка-диапазоне через Eutelsat Ka-Sat 9А. В перспективе планируется предоставление услуг StarBlazer Tandem и на других спутниках, работающих на территорию России. Для предоставления услуг...

Круглосуточное вещание ведется по принципу набора последовательных 20-минутных программ, которые выдержаны как виртуальные тематические выставки, каждая из которых состоит из 10 произведений искусства. Каждая телевыставка составляется историком искусств...

Юлия Шахманова считает, что в этом случае государственная задача решается силами частного сектора, что в итоге приведет к ухудшению качества услуг или увеличению их стоимости. Поскольку, теряя в одном секторе, операторы начнут поднимать цены в другом...

Одна из них - мерцание картинки при использовании традиционных затворных очков для просмотра 3D-контента на домашнем телевизоре; кинотеатры, где используются пассивные (поляризационные) очки, такого недостатка лишены. А мерцание - это штука подлая: глаз...

TF1 — это один из крупнейших французских вещательных холдингов, который ранее ориентировался прежде всего на бесплатные телеканалы и рекламную модель. Но в последнее время доходы от рекламы падали даже быстрее, чем телесмотрение (доля аудитории телеканала...

О начале коммерческой эксплуатации пакета «Трико­лор ТВ Full HD» было объяв­лено в июле 2012 года. За два месяца работы сервиса — к началу октября 2012 года — «Триколор» подключил к HD-сервису 250 тысяч або­нентов и стал лидером рос­сийского HD-рынка...

На сегодняшний день, с использованием "пиратской" технологии кардшаринга, осталась возможность просматривать только два спутниковых телеканала — «Телепутешествия HD» и «Охотник и рыболов HD» из состава предложения «Триколор ТВ». Поэтому сейчас, спутниковые...