Регистрация прав на недвижимость у нотариуса: практические советы

16 апрель | 00 : 00

Благодаря этому срок заключения сделки по отчуждению недвижимости и регистрации прав на недвижимость сократился с двух-трех месяцев до нескольких часов.

Для того, чтобы оформление действительно заняло несколько часов, советуем соблюдать следующие рекомендации.

1. Идти к нотариусу для регистрации прав на недвижимость стоит только в случае заключения сделки, которая может быть объектом нотариального действия. К числу таких действий принадлежит нотариальное удостоверение сделки (договора купли-продажи, дарения и прочее), оформление наследства и прочее. Нотариусы не имеют полномочий на выдачу свидетельств о праве собственности на недвижимость, а потому, к примеру, для первичной регистрации прав на новопостроенную недвижимость, необходимо обращаться к госрегистратору. Кроме того, нотариусы не занимаются переносом сведений об объектах недвижимости из старых реестров в Реестр вещных прав на недвижимость при отсутствии нотариальных действий с этими объектами.

2. К выбору нотариуса стоит подходить основательно. Далеко не все нотариусы на сегодня подключены к Реестру вещных прав на недвижимость и имеют техническую возможность осуществить государственную регистрацию прав на недвижимость. Но даже среди тех, которые подключены к указанному Реестру, не все готовы заниматься регистрацией. Поэтому советуем прозвонить нотариусов Вашего региона и узнать, кто из них готов провести госрегистрацию.

3. Не стоит рассчитывать, что визит к нотариусу обойдется в 339 гривен. В реальности это является платой только за выдачу извлечения из Реестра вещных прав на недвижимость и государственной пошлиной. Помимо этого нотариусы взимают плату за поиск информации в Реестре вещных прав на недвижимость, а если в нем данных о недвижимости еще нет – за поиск информации в электронном Реестре прав на недвижимость, Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственном реестра ипотек и Государственном реестре обременений недвижимого имущества. Правда, в госбюджет идет только плата за поиск нотариусами информации в Реестре вещных прав на недвижимость (она составляет 86 грн.). Доступ нотариусов к другим реестрам бесплатен, но частные нотариусы могут потребовать вознаграждение за свои услуги по поиску в указанных реестрах.

Кроме того, не стоит забывать о стоимости нотариального удостоверения сделки или совершения другого нотариального действия. К примеру, за удостоверение договоров отчуждения объектов недвижимости нотариус государственной нотариальной конторы должен будет удержать госпошлину в размере 1 % от суммы договора. Стоимость нотариального удостоверения у частного нотариуса может быть выше.

4. Если право собственности на объект недвижимости у продавца (другого отчуждателя) было зарегистрировано до того, как местное БТИ было подключено к электронному Реестру прав на недвижимость (БТИ начали подключать к Реестру в 2002 г., но, к примеру, в Киеве БТИ подключились только в 2010 г.), то достать нужные документы будет нелегко. Дело в том, что для того, чтобы удостоверить договор об отчуждении недвижимости, нотариусу нужно быть уверенным, что право собственности на эту недвижимость было зарегистрировано. И если в электронных реестрах этой информации нотариус увидеть не сможет, то нужно получать извлечение из бумажных реестров, хранящихся в БТИ. Сделать это может как сам нотариус, отправив соответствующий запрос в БТИ, так и собственник. Но гарантировать получение ответа от БТИ нельзя, так как они считают эту информацию своей собственностью и просто так расставаться с ней не желают. К тому же, не исключено, что к моменту обращения документы из архивов БТИ перекочуют уже в другое место (так, в некоторых регионах дела из архивов БТИ уже передаются госрегистраторам).

5. Перед походом к нотариусу стоит проконсультироваться у него или у юристов относительно перечня документов, которые потребуются для заключения сделки. В любом случае Вам потребуются: документы, удостоверяющие личности сторон сделки, копия ИНН или справки из ЕГРПОУ,

- паспорта или другие документы, удостоверяющие личности сторон сделки (их представителей). В случае если сделка заключается представителем физического лица, то помимо паспорта этого представителя, копия которого останется у нотариуса, потребуется также копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность самого доверителя, свидетельство о праве собственности отчуждателя, договор, подписанный сторонами, или другой документ, порождающий права и обязанности сторон, заявление нового собственника о государственной регистрации права собственности на недвижимость, квитанции об оплате государственной пошлины и иных платежей.

Перечень других документов, необходимых для заключения сделки и регистрации права собственности, зависит от вида сделки, правового статуса ее сторон и недвижимого имущества. К примеру, для заключения договора купли-продажи жилого дома или квартиры, заключаемого между физическими лицами, могут понадобиться: справка о составе семьи (форма № 3); разрешение органа опеки и попечительства на заключение договора; письменное согласие второго из супругов на отчуждение недвижимости; заключение эксперта об оценочной стоимости недвижимого имущества и документ об уплате суммы НДФЛ в бюджет и т.п.

Кроме того, может понадобиться технический паспорт на объект недвижимости. Требование о предъявлении такого документа нотариусу законодательство не содержит, но в нашей практике случалось, что покупатель его требовал, дабы быть убежденным, что приобретаемая им недвижимость не имеет элементов самовольного строительства.

Юридическая консультация

Юридические услуги для бизнеса

Семейные споры, наследство

Еще новости от компании ООО «ЮР-ИНВЕСТ» Юридическая компания

Самым важным из вступающих в силу через 10 дней законов является постановление, принятое Нацбанком, "Об установлении предельной суммы наличных расчетов", состоящее из двух пунктов, один из которых касается бизнеса, другой — потенциальных покупателей квартир...

Кабинет Министров Украины зарегистрировал в парламенте проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно засвидетельствования верности копий (фотокопий) документов и выписок из них и подлинности подписи на документах»...

Граждане Украины имеют право обращаться в органы ГУИС, к их должностным лицам с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлениями или ходатайствами относительно реализации своих социально-экономических , политических...

В письме от 02.08.2013 г. № 40-16-3790 Госархстройинспекция предоставила разъяснения относительно реконструкции зданий и сооружений и их консервации. В частности, указано, что согласно абзаца 2 пункта 1 Порядка выполнения строительных работ строительные...

Об этом сообщила начальник управления связей с общественностью Государственного ипотечного учреждения Украины Анна Волобуева.   "Эта программа ориентирована, прежде всего, на работников бюджетной сферы, то есть учителей, врачей и других социальных групп...

В Министерстве юстиции Украины подписан Приказ № 1582/5 от 01.08.2013 «О возложении обязанностей государственных регистраторов» относительно возможности возложения выполнения обязанностей по обслуживанию населения территории регистрационной службы территориального...

Невзирая на такой непродолжительный срок действия УПК, можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты, с которыми уже столкнулись практики. На защите частной жизни Как один из положительных моментов практики отмечают продолжающуюся...

Аналитическая группа Межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий констатирует, что соответствующая государственная политика должна приобрести четкое и системное институциональное оформление. Главными...

На одного судью на Украине приходится четыре жалобы, и только каждая сотая из них приводит к увольнению служителя Фемиды – таковы результаты мониторингового исследования Центра политико-правовых реформ, обнародованного в Киеве. Согласно данным ЦППР, за...

Министерство юстиции Украины объявило конкурс по отбору адвокатов для оказания бесплатной вторичной правовой помощи, который будет проходить с 14 октября по 1 ноября текущего года в три этапа. Прием документов от претендентов на участие в конкурсе продлится с...