НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС

24 май | 00 : 00

НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС

Сергею Тигипко и Игорю Калетнику удалось сформировать единое мнение по поводу нового Таможенного кодекса. Но сам по себе он не поможет избавиться от коррупции на таможне — нужна структурная и кадровая реформа Государственной таможенной службы

После годичной подготовки Верховная Рада приняла за основу новую редакцию Таможенного кодекса. Голосование стало итогом конкурентной борьбы между двумя группами влияния в правительстве. Приверженцы либерализации таможенного законодательства готовили свой вариант под руководством вице-премьера, министра социальной политики Сергея Тигипко. Группу сторонников усиления роли государства во внешней торговле возглавил ставленник коммунистов, руководитель Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) Игорь Калетник. В результате к началу этого года в парламенте появилось два законопроекта, внесенные депутатами от Партии регионов и Компартии.

После длительных переговоров эти документы были объединены в один, автором которого стал глава профильного комитета Виталий Хомутынник. Именно его вариант приняли в первом чтении 17 мая. До сентября в правительстве рассчитывают поставить точку в таможенной реформе и принять новый Таможенный кодекс в окончательной редакции, чтобы с января 2012-го он вступил в действие.

Заложники груза

Новую версию Таможенного кодекса бизнесмены воспринимают менее эмоционально, нежели прошлогодний Налоговый кодекс.

В новом варианте Таможенного кодекса четко прописан перечень документов, которые инспектор может требовать при определении таможенной стоимости. Тем не менее импортеры считают, что проблему разницы между заявленной таможенной стоимостью (указанной в декларации) и контрактной урегулировать так и не удалось
Большинство из опрошенных «Экспертом» предпринимателей убеждены, что сегодняшняя ситуация на таможне негативно сказывается на инвестиционной привлекательности страны и приводит к росту цен на импортные товары. Всему виной — коррупция на украинских границах, увеличивающая стоимость грузов, что в итоге ложится на конечного потребителя. В результате в Украине дороги некоторые продукты питания (в первую очередь импортные фрукты и овощи) и наша страна находится на последнем месте по простоте осуществления внешнеэкономической деятельности.

Бизнесмены в один голос утверждают, что подавляющее количество товаров народного потребления ввозится к нам из-за рубежа по серым схемам, которые поощряет сама таможня. «К примеру, реальная цена бананов при закупке с учетом фрахта (платы за перевозку грузов морским путем. — «Эксперт») составляет около 75 центов за килограмм. На украинской таможне можно оформить их по 60 центов за килограмм, если договоришься. Но те, кто на эти договоренности идти не хочет, тот же килограмм бананов оформят уже за один доллар 40 центов и уплатят соответствующий размер налогов», — рассказывает Валерий Марчук, начальник отдела таможенно-брокерских услуг Торгово-промышленной палаты в Ильичевске.

Вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко крепко держится за таможенную реформу

В новом варианте Таможенного кодекса четко прописан перечень документов, которые инспектор может требовать при определении таможенной стоимости. Тем не менее импортеры считают, что проблему разницы между заявленной таможенной стоимостью (указанной в декларации) и контрактной урегулировать так и не удалось.

Но это лишь одна из проблем таможенной реформы. По словам Олега Шейко, одного из разработчиков документа, советника вице-премьер-министра Сергея Тигипко, в новом кодексе появились статьи, которые облегчат таможенное оформление и в будущем поднимут Украину с 145-го места в рейтинге легкости ведения бизнеса (рейтинг Всемирного банка Doing Business). На этой незавидной позиции наша страна оказалась в том числе из-за огромного перечня документов, необходимых для таможенного оформления товаров, — их 65 штук. Новая версия кодекса сокращает количество бумаг до 40. «Мы прописали случаи отказа и последствий отказа в оформлении товара как для субъекта, так и для таможенного органа. Ввели новое понятие «ошибки предпринимателя», которые раньше расценивались только как криминал. Ведь сейчас технические описки, например, когда страховка подана в пакете документов, но не включена в таможенную стоимость, могут сразу привести к уголовной ответственности импортера. В то же время, если импортер ошибается слишком часто, у таможенной службы останутся рычаги влияния — поставить вопрос о преднамеренности таких действий и квалификации декларанта вообще», — рассказывает Шейко.

Гонорары едой

Предприниматели, опрошенные Европейской бизнес-ассоциацией, констатировали рост коррупции в таможне за прошлый год. Это подтвердили 49% респондентов, и лишь каждый пятый сказал, что уменьшилась. Столкнувшиеся с такой проблемой компании утверждают, что взятки требовали деньгами, реже — в виде продуктов питания, алкоголя и оргтехники. В целом взятка, по словам опрошенных предпринимателей, составляет до десяти процентов стоимости импортируемого товара.

В новом законопроекте также предлагается декриминализация так называемой товарной контрабанды, то есть контрабанды товаров народного потребления. Этот вопрос особенно важен для перевозчиков, которых нередко привлекают к уголовной ответственности из-за недобросовестности импортеров, — сейчас перевозчик является заложником груза, который он везет. По новому Таможенному кодексу уголовным преступлением будут считать только контрабанду оружия, наркотиков, людей и их органов, а также культурных ценностей. Нарушителям при перевозке всех остальных грузов грозит только административная ответственность в виде штрафов и конфискации товаров и транспорта.

Разработчики кодекса предлагают сократить время таможенного оформления до четырех часов с момента предъявления таможенному органу товаров для оформления

Тем не менее раздел кодекса о таможенной стоимости требует доработки. «В кодексе должны быть четко сформулированы права и обязанности как декларанта, так и таможенного органа, уменьшен перечень документов, которые требуются для подтверждения таможенной стоимости, четко выписаны критерии, при которых таможенный орган может не согласиться с таможенной стоимостью, заявленной декларантом. Должна быть попросту установлена прозрачная процедура подтверждения таможенной стоимости», — считает менеджер налогового и юридического департамента консалтинговой и аудиторской компании KPMG Ukraine Виталий Науменко.

Не менее проблематичным остается вопрос длительности оформления грузов, что приводит к простоям транспорта на таможенных постах и укореняет коррупцию в рядах ГТСУ. В конце прошлого и начале этого года в портах Одессы и Ильичевска ситуация была критической. Грузы простаивали неделями. Таможенники обвиняли в этом Службу безопасности Украины, организовавшую внеплановые проверки в поисках контрабандной и контрафактной продукции. Бизнесмены, в свою очередь, пеняли на таможенников, требовавших взятки от импортеров. «Сегодня среднее время таможенного оформления около 23 часов. К нам обращаются экспедиторы с жалобами, что их груз простаивает в порту уже трое суток, другие жалуются, что контейнеры досматривают второй раз. Брокеры даже выходили на митинги с требованием прекратить поборы», — рассказывает директор экспедиторской компании «Югавтотранс» Сергей Кислицкий.

Разработчики кодекса предлагают сократить время оформления до четырех часов с момента предъявления таможенному органу товаров для оформления. Импортеры равнодушны к таким новациям и вспоминают так и нереализованный прошлогодний приказ Игоря Калетника, согласно которому срок таможенного контроля и оформление товаров по грузовой таможенной декларации не должны были превышать два часа. «Бывает, я по три раза оформляю декларацию на один и тот же груз — то с кодом не сошелся, то с весом. Инспектор ищет любой повод, лишь бы не принять декларацию. И ты не станешь с ним сильно спорить, потому что тебе с ним еще работать», — рассказывает Валерий Марчук.

Состояние международной торговли в Украине и некоторых странах
Пломбы-печати

После принятия нового кодекса ГТСУ намерена расширить сферу применения системы управления рисками, которая является основой при определении глубины таможенного контроля. В рамках системы будет работать и база данных таможенной стоимости. Бизнесмены не раз предлагали либо ликвидировать ее, либо сделать публичной, но депутаты решили иначе. «База данных не должна быть открытой — ведь информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна, получена из таможенных деклараций. Таможенный орган в данном случае не отслеживает таможенную стоимость товара как таковую, а изучает лишь правильность ее определения — цену договора, фрахта, страховки», — объясняет Шейко.

Помимо этого в украинском таможенном деле появится система постаудит-контроля (то есть система проверки импортеров уже после того как товар выпущен в свободное обращение). «Сейчас как форма таможенного контроля существуют лишь проверка (систем учета и отчетности товаров, правильности начисления и уплаты налогов) и норма, предоставляющая таможне право осуществлять таможенный контроль после завершения таможенного оформления. В результате тотальный контроль при осуществлении таможенного оформления дополнился еще одним видом контроля, проводимым когда угодно. В новом кодексе постаудит-контроль упорядочен по примеру развитых стран — таможенники будут ограничены в своем праве проводить проверки», — рассказывает советник по налоговым и таможенным вопросам компании PricewaterhouseCoopers Игорь Даньков. К примеру, в США работают всего около десяти тысяч таможенников, которые контролируют около полумиллиона субъектов внешнеэкономической деятельности. Чтобы справиться с такими объемами работы, каждый таможенник ежегодно проверяет определенное число предприятий, используя постаудит и основываясь на данных системы управления рисками. «С помощью постаудит-контроля один таможенник будет гораздо эффективнее контролировать импортеров, нежели десять таможенников, сидящих на границах и досматривающих каждый груз при оформлении. В этом и есть смысл постаудита — упрощение таможенных процедур на границе и более эффективный контроль после ее пересечения», — поясняет Даньков.

В России такая система называется постконтроль: инспектор может проверить правильность оформления товаров на протяжении трех лет после его ввоза. В Украине предполагается, что ГТСУ сможет проверять товар до первого события на внутреннем рынке — то есть до продажи или оформления товара на склад. При этом обычных импортеров разрешается проверять не чаще одного раза в год, а уполномоченных экономических операторов — не чаще, чем раз в три года.

Новая система уполномоченных операторов будет чем-то похожа на «белые списки», которые и раньше существовали на таможне. В список попадают компании, завоевавшие доверие таможенной службы работой без нарушений. Но теперь станут понятны критерии определения уполномоченных операторов. Грубо говоря, если раньше таможня сама заносила компании в списки, в результате чего появлялись «белые», «зеленые», «черные» реестры, то в новом кодексе будут установлены четкие критерии, соответствуя которым можно стать уполномоченным оператором и быстрее оформлять товары. «Подобных предприятий в других странах не так много, ведь для получения такого статуса необходимо соответствовать довольно жестким требованиям. Преимуществ у предприятий, которые получат статус экономического оператора, много. Например, им будет предоставляться возможность самостоятельно снимать таможенные печати и пломбы, размещать товары на складах временного хранения без дополнительных разрешений на то таможенных органов, предоставлять единую декларацию на товары, которые перемещены за определенный промежуток времени», — рассказывает Науменко.

Цена компромисса

Самыми полезными новациями Таможенного кодекса предприниматели называют упрощение формальностей, задерживающих оформление товара: сокращение перечня документов для определения таможенной стоимости, возможность оформить товар в любом таможенном органе (импортеры теперь будут выбирать наиболее лояльный к ним) и право вносить изменения в декларацию уже после ее подачи для оформления. На ура был воспринят и пункт о штрафах. Сейчас размер штрафа четко не регламентирован, таможенники играются с суммами санкций в пределах от 170 до 3400 гривен — разброс цифр очень большой, что открывает широкие возможности для коррупции. Авторы новой версии кодекса предлагают закрепить конкретную сумму за каждый вид нарушения.

Председатель Государственной таможенной службы Игорь Калетник цепко ухватился за кресло

Вдобавок появилась норма об ответственности таможенных инспекторов и ГТСУ в целом за финансовые потери субъекта. В частности, за бездействие, которое привело к финансовым потерям импортеров. Они обычно теряют, оплачивая незапланированный простой контейнера, сверхурочную работу перевозчика и стоянку на терминале. Впрочем, и в действующем кодексе есть статья 63 об ответственности чиновника за простой, предусматривающая возмещение убытков. Однако на практике никто никому деньги не возвращает — мол, нет процедуры и необходимых инструкций.

Утвержденный вариант кодекса является компромиссом между предпринимателями и таможенниками. Сергей Тигипко и Игорь Калетник были вынуждены пойти на сотрудничество друг с другом под давлением администрации президента, не заинтересованной в появлении нового очага противоречий внутри власти. В результате партия «Сильная Украина» свернула кампанию по отставке Калетника. Тот, в свою очередь, снизил административное давление на импортеров, понизив «индикативные цены» и в целом сняв проблему с задержкой контейнеров в портах.

Как долго продлится это перемирие и каким будет финальный вариант Таможенного кодекса, сейчас сказать сложно. С одной стороны, Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский союз требуют от Украины либерализации таможенного законодательства и борьбы с коррупцией в этой сфере. С другой — существует мощное административное давление на таможню: она традиционно рассматривается политиками как великолепная кормушка и неиссякаемый источник улучшения своего финансового положения. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно не только принять новый Таможенный кодекс, но и радикально реформировать саму ГТСУ. В частности, необходимо создать полноформатную электронную таможню и наладить обмен информацией с государствами-партнерами, как это сейчас происходит в большинстве стран мира. Тогда таможенная декларация и другие документы будут заполняться в электронном виде и автоматически сверяться с данными таможни страны-контрагента. Об этом, к сожалению, пока речь у нас не идет.

На своем месте

Владимир Скомаровский, бывший председатель Государственной таможенной службы Украины:

— Самая большая проблема в деятельности ГТСУ — коррупция. Мы можем принять хоть двадцать таможенных кодексов, ориентированных на международный опыт. Однако работа окажется бессмысленной, если авторы этих документов не поймут сути необходимых реформ. Действующий кодекс на этапе его принятия в 2002 году тоже соответствовал всем европейским стандартам. Со временем они не особо изменились. Кодекс нормально работает, и для эффективной деятельности Гостаможслужбы в нем ничего не стоит менять.

Какую норму следует записать в новую версию Таможенного кодекса, чтобы сотрудники таможни не брали взятки? Нет такой нормы! Министерство финансов всегда доводило до ГТСУ планы по сбору платежей. Если сегодня таможня не способна их выполнять, значит, деньги идут мимо бюджета, расходятся по карманам. Когда я возглавлял Гостаможню, ведомство перевыполняло план на 146 процентов — это произошло после повышения в 2,5 раза зарплат сотрудникам таможни.

Для нормальной работы нужно всего-навсего несколько вещей. Одна из них — чтобы руководители региональных таможен контролировали работу на местах. Если выполняются планы и нет жалоб от бизнеса, значит, начальник таможни на своем месте.

Две тысячи компромисса

Виталий Хомутынник, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, народный депутат от Партии регионов:

— Новым Таможенным кодексом мы существенно либерализуем процедуру перемещения товаров через украинскую границу. В частности, документом определен перечень личных вещей, которые не подлежат письменному декларированию и освобождаются от налогообложения. Граждане беспошлинно смогут ввозить товары на сумму до двух тысяч евро (мы еще обсуждаем этот компромиссный порог), в то время как сегодня такой порог составляет 200 евро. При этом общая ставка пошлины на товары сверх этого предела будет уменьшена с 20 до 10 процентов.

Чтобы избежать создания бизнес-схем для тех, кто живет недалеко от границы, мы предложили ввести срок, в течение которого товар может ввозиться, — раз в десять дней. То есть человек может беспошлинно ввезти товар на сумму две тысячи евро раз в десять дней.

Помимо этого в документе собраны все нормы, касающиеся порядка таможенного оформления товаров, рассеянные сегодня в сотнях законодательных актов.

Автор: Екатерина Сыченко

Expert.UA

Еще новости от компании ООО Комодо Альянс

Спешим сообщить о новом товаре, который в скором времени поступит на наш склад. Термо бумага  (220 gsm) для производства продукции с использование переменной информации. Уже сейчас Вы можете получить консультацию у менеджера компании и оформить заказ...

На склад компании поступил новый товар: Конфетти - Метафан. Оформив заказ до 15 сентября, мы гарантируем для Вас оптовые цены! Доступные цвета:  - серебро - золото - синий - красный - зеленый

Минфин разработал проект Порядка предоставления складским объектам статуса "таможенного склада" и лишения такого статуса, а также Порядка применения таможенного режима таможенного склада. Согласно проекту, таможенный склад (ТС) – это складской объект...

Письмом от 28.02.2012 г. № 11.1/3-16.3/2160-ЕП Государственная таможенная служба разъяснила нюансы применения карантинного разрешения в пунктах пропуска через границу. Госорган напомнил, что согласно Порядку осуществления предварительного документального...

Сейчас импортные грузы на Херсонщине выгоднее ввозить через сухопутную границу Украины с Европейским Союзом, чем через украинские Ильичевский и Одесский морские торговые порты. Как сообщает УКРИНФОРМ, об этом шла речь во время встречи руководства Херсонской...

Украинская экономика заняла первое место в мировом рейтинге сложности налогообложения. Об этом своем блоге пишет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. "Согласно информации Всемирного банка, по итогам 2011 года Украина заняла...

В связи с появлением в КУоАП новых норм: ст. 1621 «Уклонение от возврата выручки в иностранной валюте» и 1622 «Незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов», ГНСУ отметила, в частности, следующее. Учитывая то, что новые...

По мнению ГНАУ, изложенному в письме от 02.06.2011 № 10233/6/15-0416 расходы на приобретение импортных товаров, включаемых в себестоимость, в налоговом учете следует учитывать в национальной валюте по официальному курсу на дату определения доходов от...

Сегодня вступили в силу «Изменения к Правилам заполнения заявления предприятия, представление которого таможенному органу предшествует таможенному оформлению товаров и транспортных средств». Согласно изменениям, в случае подачи заявления о принятии таможенным...

С начала 2012 года вступит в действие Закон «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности», который сегодня, 10 июня 2011 года, был подписан Главой государства. Этим Законом устанавливается исчерпывающий перечень документов...